Телесно-ориентированная терапия (Т.О.Т.)- это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях.
Т.О.Т. применяется как в индивидуальных, так и в групповых формах. Основоположником Т.О.Т. можно считать Вильгельма Райха. Последователь психоанализа, он свою теорию строил на этой основе, в той части, которая касалась психологических защит (психологических механизмов, позволяющих избегать неприятных переживаний). Он полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ним защитное поведение, способствуют формированию мышечной брони, выражающейся в напряжении различных мышц тела, стесненном дыхании и т.п.. Им были созданы методики для изменения хронического напряжения в каждой группе мышц, помогающие с помощью физических воздействий освобождать завуалированные
эмоции и чувства. Т.е. по Райху мышечные зажимы - результат образования психических зажимов, способствующих подавлению сексуальной активности человека, его гнева, тревоги. Освобождение телесного панциря приводит к свободному прохождению энергии либидо и освобождению эмоций. Мышечные и психические зажимы взаимосвязаны, они влияют друг на друга.
Практически все подходы к телесно-ориентированной терапии построены на основе принципа единства психики и тела, что соответствует взгляду на человека как биоэнергетическую систему, принятому в восточной культуре и идеалистической психологии в целом.
Множество подходов к Т.О.Т. можно условно разделить на 3 группы:
1 .Работа над структурой тела, нарушенной вследствие физической или психической травмы: биоэнергетика Лоуэна, структурная интеграция (или Рольфинг), техника Александера, Метод Фельденкрайза.
2.Системы, направленные на улучшение функционирования тела: чувственное сознание и релаксации чувств.
3.Восточные учения, ориентированные на тело: хатха-йога, тайчи, айкидо.

Мы с вами познакомимся с телесно-ориентированной терапией по методу Фельденкрайза.

МОШЕ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ - ИСТОРИЯ МЕТОДА.
Моше Фельденкрайз родился в 1904 г. в России, в Барановичах. В 15 лет он уехал в Палестину и работал там сапером. Позже, получив среднее образование, cтал изучать математику и в течение пяти лет зарабатывал на жизнь ремеслом землемера и картографа. Именно в это время у него появился интерес к самообороне без оружия - постоянные столкновения между арабами и евреями делали боевые искусства особенно актуальными. В 1929 г. вышла из печати его первая книга "Джиу-джитсу и самооборона". Затем Фельденкрайц едет в Париж, чтобы изучать там электротехнику и машиностроение. В 1933 году он закончил учебу и с дипломом инженера поступил в лабораторию Ф. Жюлио-Кюри. Вскоре он приступил к изучению физики в Сорбоне. К этому времени относится и знакомство Фельденкрайза с профессором Игоро Кано, основателем современного дзюдо. В 32 года Моше Фельденкрайз - один из первых в Европе обладателей чёрного пояса - создаёт в Париже клуб дзю-до, в нем преподает и пишет
несколько книг по дзюдо.
В 1940 г., спасаясь от фашистов, ему пришлось бежать в Англию, где он стал работать в Адмиралтействе. В это время после нескольких травм неожиданно ухудшилось состояние его колена, поврежденного в юности на футбольном поле. По мнению врачей рассчитывать на благоприятный исход хирургического вмешательства было нельзя, и Фельденкрайз отказался от операции. И снова он решительно изменил свою жизнь.
Теперь он интенсивно занялся анатомией, биомеханикой исследованием поведения, достигая глубокого понимания функций движения и их взаимосвязи с поведением, психическими и социальными факторами. Он обнаруживал, что колено часто не беспокоит его неделями, а потом внезапно опять приходит боль и опухоль. Постоянные наблюдения и многочисленные маленькие опыты привели его к выводу, что он сам может добиться ухудшения или улучшения состояния своего колена. Он стал учиться использовать колено по-новому, чтобы снова передвигаться без проблем. Проводя аналогию между механизмом и человеком, он предположил, что в любой системе механической или биологической, сбой в одном звене, приводит к нарушению деятельности других. Важнейшие результаты этой работы были изложены в 1943 г. в докладе перед членами Британской Ассоциации Работников Науки. Этот доклад и лег в основу изданного в 1949 г. труда "Тело и зрелость в поведении" ("Body and Mature Behavior"), открывшего новое направление функциональной реабилитации.
В 1947 г. Фельденкрайз открыл в Лондоне первые курсы для группового обучения. Там он встретился с Францем Вурмом, который позже перевел книги Фельденкрайза и с помощью радиопередач добился широкой известности метода в Швейцарии.
В 1949 г. Фельденкрайз покинул Англию и переехал в Израиль, став директором электронного подразделения израильской армии. Одновременно он продолжил работу в области функциональной реабилитации и сенсомоторики. Эта работа всегда занимала столь большое место в его жизни, что, наконец, он решил посвятить себя ей целиком.
В Израиле он продолжил развитие индивидуального обучения, позднее названного функциональной интеграцией (Funktionale Integration), начал в Тель-Авиве регулярные групповые занятия, которые позже стали обозначать аббревиатурой ATM (Awareness through Movement, т. е. самоосознание через движение).
Постепенно Фельденкрайз стал известен и добился полного признания, когда успешно излечил известного израильского политического деятеля Бен Гуриона. В 1968 г. Фельденкрайз подготовил первый обучающий курс по своему методу, а в 1972 г. вышло из печати переработанное издание его книги "Самоосознание через движение". Это наиболее известный труд Моше Фельденкрайза, принесший ему широкую известность в мире. В 1972-1973 гг. Фельденкрайз был приглашен вести курсы и лекции в Эсалине и Беркли (США), тогдашней Мекке прикладных методов гуманистической психологии. Участник этих курсов Томас Хана
организовал для Фельденкрайза трехгодичные курсы в Институте гуманистической психологии в Сан-Франциско (1975-1977), что закрепило славу Фельденкрайза как гениального исследователя и практика в области функциональной реабилитации. В 1980 г. Фельденкрайз начал новый обучающий курс в Массачусетсе, но не смог завершить его. В 1981 г. в Цюрихе он перенес кровоизлияние в мозг, был оперирован, но полностью поправиться уже не смог. В июле 1984 г. Моше Фельденкрайз умер.

Работая с Александером, изучая йогу, фрейдизм, неврологию, он вышел сначала на физиологические, а затем и психологические причины телесных проблем.
Физиологические причины:
1.Нарушение связей между двигательными участками коры головного мозга и соответствующими им мышцами.
2.Преобладание активности левого полушария по сравнению с правым полушарием.
Психологические причины:
1.Искажённость, неточность образа "Я". Наш образ "Я" включает в себя и образ собственного тела. А образ тела зависит от преимущественных движений. Мы гораздо лучше ощущаем и осознаем свои губы, кончики пальцев, чем затылок, заднюю часть шеи. Чем больше разнообразных движений совершает человек, тем полнее его образ "мышечного "Я". Причем, у какого человека он индивидуален.
Люди, изучившие несколько языков, обнаружат большее развитие областей, связанных с дыханием, языком, ртом и т.д.
Наш образ существенно меньше, чем мог бы быть, поскольку он строится из тех групп клеток, которыми мы активно пользуемся (образ"Я" занимает около 5% потенциально возможного).
По этой причине человек не осознает многие части своего тела. Практически невозможно найти человека, который осознавал бы все участки своего тела.
Отсюда идет и большое расхождение образа своего тела с реальностью. Очень много людей, имеющих сплющенную грудь, опущенные или перекошенные плечи, сколиоз, но считающие такое положение тела правильным.
2.Подобные изменения в теле могут возникать не только вследствие неточного образа"Я", но и по причине психологических зажимов, о чем уже говорилось выше.
Каковы причины этих зажимов?
1.Это может быть мышечная реакция на невыраженные эмоции.
2.Это может быть и следствие обучения движениям. Когда их овладение идет неестественным личным способом, когда действие выполняется в соответствии с системой или особым методом, и перестает быть естественным. Поэтому Фельденкрайз видит главную цель своего метода в развитии легкости и свободы движений в каждой части тела.

На физиологическом уровне это:
1.Восстановление с нарушенных связей между двигательными участками к.г.м. и мышцами, которые напряжены или "испорчены" дурными привычками или обучением не соответствующим природе данного человека.
2.Формирование у человека устойчивого навыка самостоятельного, произвольного управления собственным функциональным состоянием за счет тонкой "балансировки", уравновешивания активности левого и правого полушарий, преодоления одностороннего "диктата" левого вербально-логического полушария.

Основной принцип метода: нужно принять большую ответственность за себя, понять, как действует наше тело, научиться жить в соответствии с нашей естественной конституцией и нашими способами действия.

Условия овладения Т.О.Т. по Фельденкраизу.
1.Необходимо научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела.
2. Освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему - то новому.
Результат:
1. На основе экспериментирования тело из серии разных движений выберет те, которые для него являются оптимальными, и вследствие этого тело становится более свободным и естественным.
2. Формируется более адекватный образ тела.
3. Могут пройти боли вследствие исчезновения зажимов.
4. Уравновешивается деятельность левого и правого полушарий, вследствие чего психологические проблемы решаются более эффективно.
5. Исчезновение мышечных зажимов МОЖЕТ привести к снятию психологических зажимов, т.е. к решению каких - то эмоциональных проблем.
6. Формируется образ измененного тела, вследствие возрастных или каких - либо других изменений и принятие его.
Сферы применения метода:
1. Основа психотерапии, если клиент не идет на других методах вследствие сильной зажатости.
2. При некоторых соматических заболеваниях (остеохандрозы) - снятие острых болей, если нельзя применять другие средства.
3. При дисморфофобии в подростковом возрасте (страх изменения своего тела), при дисморфомании.
4. Формирование уточненного представления своего тела при потере зрения или какого - то органа.
5. При беременности, когда возникает дискомфорт, связанный с изменениями тела.
6. В работе с детьми, имеющими проблемы с движениями (ММД, гиперактивные, гипоактивные).

Содержанием этого метода является система физических упражнений:
Требования к методике проведения.
1. Выполняйте каждое движение медленно. Направьте свое внимание на:
- само движение, а не на цель, которую достигают с его помощью;
- поиск излишнего напряжения;
- обучение.
Только в том случае, если упражнение выполняется очень медленно, вы имеете возможность и время почувствовать заключенный в нем смысл. Многие движения могут показаться лично вам не очень близкими, и только при медленном их выполнении новая ситуация постепенно и естественно станет привычной.
2. Повторяйте каждое движение несколько раз. Осознанное повторение дает возможность обнаружить многие важные детали, которые имеются даже в совсем простых на первый взгляд движениях.
Обычно необходимо 10-20 повторений.
3. Выдерживайте паузу.
Каждое отдельное движение есть законченный процесс. Добивайтесь хорошо выраженного чередования напряжения и расслабления. Достаточные паузы не только увеличивают способность распознавать детали, но и позволяют избежать утомления.
4. Добивайтесь легких, мягких движений.
Самым эффективным является обучение, связанное с приятными, радостными ощущениями. Кроме того, эластичные и экономные движения уменьшают износ и разрушение связок, суставов и сухожилий.
5. Концентрируйтесь на приятных ощущениях. Осознайте, как ваше дыхание становится свободным и легким, как растут Ваши гибкость и способность расслабляться. Это значит, ваши движения становятся гармоничными.
6. Избегайте чрезмерных усилий, и физических и умственных. Ваша цель состоит не в том, чтобы чего-то добиться, а в том, чтобы что-то улучшить.
7. Не торопитесь, получайте удовольствие от движений! К сожалению, многие люди уже давно потеряли способность двигаться легко, словно играючи, осознанно переживать свои движения и экспериментировать с их различными вариациями.
8. Обращайте внимание прежде всего на то, КАК выполняется движение, "ЧТО" должно отойти на второй план.
9. Осознайте свою ответственность за собственное тело, здоровье и жизнь в целом.
10. Попробуйте прочесть инструкции к практическим упражнениям вслух - это было бы лучше всего, так как дало бы вам возможность полностью сконцентрироваться на движениях. Удобно также записать текст инструкций на магнитную ленту и затем использовать записи в своих занятиях.
Длительность терапевтического курса: количество занятий для каждого человека индивидуально, оно соответствует количеству прожитых лет. Длительность занятия стандартная - 40 - 60 минут.
Когда хорошо овладели всеми упражнениями, длительность сокращается до 20 минут. Впоследствии упражнения можно выполнять мысленно.

 

Hosted by uCoz